Спицовка и самостоятельная сборка велосипедных колес. На что обратить внимание. Совместимость

Автор
Оцените материал
(4 голосов)

Очень краткая статья по сборке, настройке и прочему ремонту велосипедных колес для чайников.

 Почему краткая? - Да потому что в интернете таких статей уже полно, и размазывать тут сопли не вижу необходимости :)

 Что собственно хотел написать в статье:

1) замена втулки

2) замена спиц

3) правка восьмерки и яйца

4) совместимость

Начнем с вопроса, которым я задавался за месяц до написания статьи - "а смогу ли я сам полностью собрать колесо и настроить его?" - да, сможешь!

Ничего сверхъестественного там нет, хотя, сразу можно сказать - если вам позволяют финансы, то покупайте готовое колесо, процедура сборки и главное настройки хоть и не сложная, но все же отнимает немало времени. Ну и точность настройки не будет такой как у мастера.

 1) замена втулки

Зачем это может понадобиться?

1.а) например у вас стоит втулка, в которой сильно износилась внешняя сторона насыпного подшипника, и замена по отдельности не представляется возможным ввиду конструктивных особенностей.. Фух блин написал... вобщем нужно тем, у кого подшипник не меняется отдельно от втулки))

1.б) вы собрались поставить на китайский велосипед новую навеску, например от Шимано. Смотри пункт 4.

 

2) замена спиц.

Если вы заказываете новую втулку, рекомендую сразу же заказать и комплект новых спиц. Можно использовать и старые, но лично я, когда вытаскивал их из старой втулки, немного повредил и погнул их. Ерунда, но все же лучше ведь прямые?

При спицовке рекомендую применить сразу две подсказки - youtube  и... второе колесо!

Обычно спицы делаются в "три креста", на ютубе все рассказывается как это сделать, но мне были непонятны пара моментов и я "подглядел" на втором собранном колесе.

Кстати обращайте внимание при просмотре видео, собирают колесо на 32 или 36 спиц, при некоторых методах могут быть различия.

На переднем колесе можно сразу протянуть все спицы примерно с равным усилием (но без сильного напряга!).

На заднем колесе лучше протягивать установив его в раму "вверх ногами" и настраивая зонт так, что бы обод вращался по центру рамы.

Вообще с натягом спиц надо быть осторожным. Лучше немного не дотянуть, чем перетянуть. У обоих действий есть и плюсы и минусы - перетянутые спицы дают лучшую передачу усилий велосипедиста колесам, но при этом могут лопнуть спицы и колесо получается более жесткое. Недотянутые спицы дают более мягкое колесо, но и часть энергии будет уходить на сгибание спиц.

Так же очень важно равномерное натяжение спиц, иначе нагрузка на них будет идти не равномерно, со всеми вытекающими последствиями. Но к сожалению сделать это "на глазок" уже не получится, нужен как минимум прибор для измерения натяжения (тензометр). 

 

3) правка восьмерки и яйца.

Вот этот пункт самый интересный :)

Делал свое колесо "на глазок", но получилось очень не плохо, хотя есть еле заметные биения, выявленные приклеиванием бумажек около обода))

 

Как все это делается думаю вполне покажет ютуб, главное понять саму суть правки восьмерок (и яиц)) -

Ищете куда "бьёт" колесо, находите границы (я делал это так - поднося к ободу палочку и вращая колесо, смотришь в каком месте палочка касается обода - там и восьмерка),

берете одной рукой за эти спицы (либо помечаете границы чем то), а второй спицевым ключем протягиваете спицы с обратной стороны от "горба".

делайте не торопясь, по четверть, максимум пол-оборота.

Если спицы уже сильно затянуты - то отпускаете со стороны "горба".

 Так же и с яйцом, находите наиболее выступающую часть колеса - протягиваете (тоже по немногу!) Если уже чрезмерная натяжка - отпускаете другую часть.

 После каждой операции контрольное вращение и проверка.

 И правило мастеров - сперва правится яйцо, потом восьмерка,  хотя, я обычно стараюсь и то и другое исправлять понемногу, так как сильная восьмерка помешает точно исправить яйцо.

4) Совместимость...

Я надеюсь перед принятием решения о замене чего либо, вы все таки дочитали до этих строк.

 

Что мы имеем из основных узлов на колесе, которые стоит проверить на совместимость:

  •  втулка.  Сразу смотрите на совместимость с а) тормозами (центр.лок или 6 болтов), б) способ крепления кассеты (звездочек) на задней втулке  в) диаметр оси (бывает 9, 15, 20мм), на ашан-байках обычно стоит 9мм.
  •  ротор дискового тормоза. Если у вас дисковые тормоза, то заранее убедитесь что ротор подойдет к новой втулке. Если сомневаетесь, то лучше закажите новый, этой же фирмы. Мой старый китайский на 6 болтов оказался не совместимый с шимановской втулкой (тоже 6 болтов).
  • спицы.  При замене втулки убедитесь что длины спиц хватит, либо она не окажется избыточной.  Расчитать длину можно в интернете.

 

 

Вспомнить сразу все мелочи и описать их тут невозможно. поэтому кому что непонятно - спрашивайте на форуме

 

Прочитано 6030 раз
Яндекс.Метрика