Сибиряковский тракт

Автор
Оцените материал
(0 голосов)

Тракт был построен иркутским промышленником А. Сибиряковым в 1885 г. для перевозки товаров из Западной Сибири в Печорский край и Западную Европу.

Начинался он от деревни Щекурья на Ляпине, куда товары доставлялись пароходами по Оби, Северной Сосьве и Ляпину. Затем их перевозили на лошадях и оленях через горы, тайгу и болота в Усть-Щугор на Печоре. По тракту ездили только зимой, когда морозы сковывали зыбкие болота и быстрые речки. 1000 оленей специально предназначались для протаптывания дороги по всему волоку от Печоры до Ляпина.

Тракт представлял собой 180-километровую просеку шириной 6 м, с деревянными гатями на болотах и 5 промежуточными станциями для отдыха ямщиков.

Через главный водораздел Уральского хребта тракт проходил по невысокому лесистому перевалу Крест в истоках реки Сертынья (бассейн Ляпина).

Большой деревянный крест на перевале сохранился до наших дней.

 

Попытки перевозить сибирский хлеб через Урал предпринимались и раньше. Для этого использовался другой, более высокий и безлесный перевал к деревне Аранец на Печоре, но из-за сильных метелей и глубоких снегов обозы с хлебом нередко погибали на перевале.

Сибиряковский тракт сыграл в свое время большую роль в экономике края. До создания тракта Печорский край снабжался волжским хлебом, который завозили в верховья Печоры из Чердыни местные купцы и продавали его по очень высокой цене. Обратно в Чердынь они везли семгу, меха, скупая их у населения за бесценок. Если за зиму 1885/86 г. по Сибиряковскому тракту было перевезено 75000 пудов хлеба, то в 1886/87 г.—150000 пудов. Хлеб и сахар подешевели сразу в 2,5—3 раза, а зыряне и остяки, работавшие на тракте на перевозке товаров, заработали большие деньги.

В дальнейшем Сибиряков предполагал сделать тракт колесным для круглогодичной его эксплуатации, но постройка железной дороги из Западной Сибири через Урал в Европейскую Россию открыла возможность вывозить сибирский хлеб в Западную Европу. Хлеб в Сибири сразу подорожал, переправа его по тракту стала невыгодна, и тракт был заброшен.

Прочитано 1141 раз
Яндекс.Метрика