Рассадка в байдарке и управление движением.
Пункт 1. Командовать в лодке должен один человек - капитан. Обсуждение всех вопросов по поводу движения - на берегу во время просмотра препятствия. Сели в лодку - командует капитан.
Пункт 2. Наиболее оптимальной, по нашему опыту, является рассадка, когда впереди сидит капитан. Да, именно впереди. Также, мы ВСЕГДА пользуемся рулём. Капитан даёт указания матросу и корректирует его действия. Практика эта проверенна временем и оправдала себя.
Достоинства расположения капитана впереди:
1)впереди сидящему лучше и удобнее читать воду, а также видеть препятствия, соответственно, давать грамотные указания.
2)как более опытный, капитан может быстрее и правильнее отреагировать на возникающие проблемы (зацепиться за воду, оттолкнуть бревно, вытянуть лодку из бочки и т.п.).
3)Матрос видит и учится как надо работать: в каком темпе грести, как держать баланс, табанить и пр.
4)Достигается большая синхронность экипажа: матрос ровняется на капитана, а не капитан пытается компенсировать то, что "нагрёб" матрос.
5)Матросу не так страшно в сложных порогах и он не теряется.
Недостатки
1)капитан первым получает вал в лицо и он более мокрый,
2)у капитана должен быть могучий голос.
Управление при помощи руля, тактика и стратегия прохождения препятствий.
Большинство байдарочников почему-то не любит ходить с рулём. Подозреваю здесь две причины:
1)популярностью пользуются двойки, а в них при загрузке шмотками места для пидалей руля не остаётся.
2)относительно муторная процедура установки руля и его "настройки".
3)не понимание зачем это надо.
Если с вопросами по первым двум пунктами я поделать ничего не могу (разве предложить плавать на трёшках или ставить руль перед порогами, после разгрузки судна), то объяснить зачем он хотя бы нужен - постараюсь. Итак, самое главное - при управлении байдаркой с помощью руля судно НЕ ТЕРЯЕТ СКОРОСТЬ. Пользоваться рулём надо как на больших перегонах по озёрам, так и в порогах. Здесь будет уместно сделать экскурс в область тактики байдарочного плавания (пусть простят меня любители поумничать на тему "... мы не плаваем, мы ходим"). Что является особенностью байдарки? Байдарка, в отличие от катамарана, каяка и прочих всяких скаутов имеет ярко выражённое килевое строение. Это значит, что она хорошо держит направление, "режет" воду, в то время как вышеперечисленные суда "скользят" по воде, ибо брюхо у них плоское. Отсюда вытекают все преимущества и недостатки байдарки. По спокойное воде она легко держит направление, её мало волнует ветер, скорость движения достаточно приличная. Надо отметить, что байдарка является пожалуй самом скоростным судном из всех остальных туристическо-спортивных судов. В порогах на большой скорости она может "разрезать" достаточно серьёзные боковые струи и валы.
Итак, главное преимущество байдарки: скорость, чем выше скорость, тем выше способность держать тот курс, который задан, выше устойчивость.
В то же время, требуется гораздо больше усилий, чтобы изменить направление движения байдарки (особенно, если надо поворачивать радикально) чем на других судах. Если делать это табаня, то это приведёт к потере скорости и, соответственно, к потере преимуществ байдарки. Поэтому пользование рулём значительно облегчает жизнь и экономит силы. Ещё один вывод: если байдарку разогнали там где не до конца понятно что река имеет из себя впереди, то запросто можно улететь в кусты, на камень или ещё в какое место.